В белорусском образовании сегодня происходят изменения, связанные с модернизацией его содержания и структуры. Они затрагивают все сферы, в том числе и решения задач устойчивого развития воспитания экологической культуры подрастающего поколения, формирования экологического мировозрения учащихся.
Важнейшим условием реализации основной образовательной программы школы является создание образовательной среды. Проблема создания образовательной среды, в том числе направленной на формирование экодружественного поведения подростков, в образовательной организации является не до конца решенной в теории и практике образовательных организаций и заслуживает пристального внимания.
Цель: выявление условий и разработка содержания образовательных ресурсов, способствующих интеграции целей и задач устойчивого развития в образовательную среду школы.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
- Выявить педагогические условия создания образовательной среды в образовательном учреждении, способствующие формированию экологической культуры обучающихся.
- Разработка и реализация программ и методических материалов, направленных на образование учащихся с целью устойчивого развития как отдельной личности, так и общества в целом.
- Разработать образовательные ресурсы процесса воспитания экологической культуры у подростков в условиях образовательной среды школы.
- Воспитание у учащихся толерантности, уважительного отношения к разнообразию в природе и обществе.
- Выработка у учащихся активной жизненной позиции по отношению к происходящим в обществе культурным, экологическим, экономическим вопросам.
Срок реализации – 3 учебных года (2019-2022 гг.)
Предполагаемый результат: продуктивный образовательный процесс по предмету, подготовленный доклад, пакет материалов для проведения учебных занятий, внеклассных и внешкольных мероприятий.
Формы представления результатов работы: самообобщение опыта, выступление с презентацией на методическом объединении учителей.
Источники самообразования:
- Специализированная литература (научно-методические издания и учебно-методические материалы);
- Интернет-материалы;
- Заседания районного методического объединения;
- Курсы повышения квалификации;
- Взаимопосещение уроков.
План реализации
Сроки реализации | Содержание работы | Информационно-методическое обеспечение | Выход |
Организационный (2019-2020 учебный год) |
Определение целей и задач деятельности, ожидаемых результатов в образовательном процессе и во внеклассной деятельности.
Изучить нормативные правовые акты, научно – методическую литературу, справочные материалы и раскрыть суть понятий «зеленая экономика», «устойчивое развитие», «экологическая культура». Проанализировать и выявить эффективные средства для интеграции идей и принципов зеленой экономики в образовательную среду школы; Определить при помощи анкетирования степень заинтересованности учащихся в проектной деятельности в области устойчивого развития. Анализ и осмысление опыта применения инноваций в образовательном пространстве Республики Беларусь. Информирование учащихся о перспективах проектной деятельности. Определение примерного состава участников проектной деятельности. |
Формирование банка информации по теме самообразования.
Разработка, приобретение текстов новых программ, технологий, методик, вариантов поурочных планов, тестов, анкет, дидактических материалов и т.п.; |
Создание необходимых условий для проектной деятельности, определение цели, задач, основных направлений самообразования |
Проектировочный этап (2020-2021 учебный год) |
Построение и описание модели, технологии, формулирование гипотезы, прогнозирование ожидаемых положительных результатов.
Разработка программы реализации. Определение состава инновационной группы и возможных социальных партнеров. Выработка основных принципов работы. |
Научно-методическая литература в области образования для устойчивого развития.
Нормативно-правовая база. Передовой опыт белорусских и зарубежных коллег. Собственный накопленный материал. |
Определена модель и технология реализации проекта, сформулирована основная гипотеза.
Определен состав творческой группы по реализации проекта. Определены основные принципы и виды работы. |
Этап внедрения (2020-2021 учебный год) |
Организация деятельности по внедрению идей и принципов устойчивого развития в образовательную среду школы:
-Создание разновозрастного экологического клуба «КОАПП». -Создание школьной учебной экологической тропы. -Реализация проекта «ЭкоАрт». -Реализация проекта «17 дней – 17 ЦУР». -Реализация образовательных практик скандинавских стран в области энергоэффективности. -Изучение содержания инициатив учащихся. -Изучения содержания инициатив родителей. -Участие в международных акциях экологической направленности. -Участие в районных, городских и республиканских мероприятиях в области устойчивого развития. Активизация деятельности школьного сообщества. |
Разработанная в ходе проектирования модель внедрения идей и принципов зеленой экономики в образовательную среду школы. | Планируется активное внедрение разработанный в ходе реализации проекта методических, дидактически и практических материалов в учреждения образования. |
Обобщающий этап (2021-2022 учебный год) |
Составление отчетов деятельности.
Промежуточные и итоговый отчет о ходе проведенной работы. Методическое оформление результатов. Публикации в региональной и республиканской прессе. Итоговое анкетирование участников. |